Как подготовить ребенка к стоматологу: методы, советы, рекомендации
Вопрос, как подготовить ребенка перед походом к стоматологу, не теряет своей актуальности. Осмотр полости рта и лечение зубов, удаление отдельных единиц и коррекция прикуса – манипуляции не самые приятные. Задача родителей – договориться с детьми о хорошем спокойном поведении, чтобы посещение детского стоматолога прошло быстро, успешно и комфортно. Правильное использование и сочетание психологических приемов поможет создать нужный настрой.
Подготовка детей к стоматологу: основные проблемы
Юных пациентов условно можно разделить на три категории:
-
Дети еще не были у врача, и планируемое посещение стоматолога будет первым.
-
Первый опыт общения получился негативным – ребенок теперь боится стоматологического кабинета и любых манипуляций.
-
Все предыдущие встречи с врачом проходили в положительном русле, и негативных эмоций к лечению у детей нет.
Если говорить конкретно о страхах, то ребенок у стоматолога может бояться:
- непосредственно стоматологического вмешательства – уколов, бормашины, инструментов;
- самого врача – грубого отношения, резких движений, внешности.
Прогнать можно любой страх. Сделать это могут сами родители, терпеливо и вдумчиво снимая тревожность ребенка и правильно комбинируя психологические приемы общения. Или же с помощью адаптационного посещения стоматологической клиники. Во втором случае, врачи, прошедшие специальное обучение и подготовку, разберутся с опасениями ребенка и покажут ему, что лечить зубы не страшно.
Как сводить ребенка к стоматологу: секреты убеждения
Подготовка детей к зубному включает индивидуальные и общие рекомендации. Взрослым необходимо вести себя разумно, придерживаться определенных правил:
- Относится к будущей встрече со стоматологом спокойно – как к будничному мероприятию.
- При наличии собственного негативного опыта не обсуждать его с детьми – приятные события и качественное лечение достойны упоминания.
- В день приема поддерживать хорошее настроение ребенка – избегать любых конфликтов, ссор, а также не акцентировать внимание на будущей встрече с врачом.
- Избегать обмана, корректно рассказывать о стоматологической клинике и процедурах. Если не получается подобрать правильные слова для объяснения действий стоматолога, лучше записаться на предварительный адаптационный прием, где с ребенком грамотно поговорят специалисты.
- Запланировать прием в рамках режима ребенка – чтобы малыш не хотел спать, есть, гулять и не пришлось отменять значимые школьные или внеклассные мероприятия.
- Накормить перед посещением зубного врача – примерно за час-полтора.
Лучший алгоритм для всех возрастов – систематические посещения дантиста с момента прорезывания первых молочных зубов. Частые встречи формируют обыденное отношение, а плановые осмотры доказывают, что ничего пугающего в стоматологическом кресле нет. Если идти к дантисту, когда зубы уже болят, без подготовки точно не обойтись.
«Ребенка, который посещает стоматолога каждые полгода, видно сразу. Пациент уверенно заходит в кабинет, без смущения залазит в кресло, и его не нужно уговаривать. Осмотр проходит без капризов и слез, в атмосфере шуток, добрых рассказов. К слову, хочется отметить, что и с зубами у таких детей обычно все в порядке – чистые, ухоженные, здоровые».
Общие советы подходят для всех: и для малышей, и для подростков. Но есть и отдельные рекомендации для каждого возраста.
Первый (повторный) поход к стоматологу с ребенком 3-5 лет
Подготовка ребенка к зубному врачу заключается в простых объяснениях действий доктора. Малыши воспринимают мир через игру, поэтому лучшие способы «рассказать» о приеме – это:
- игровые сценарии – осматривать пасть мягкого бегемота, лечить кариес молочных зубов плюшевой собачке, играть в ситуации «кукла приходит к врачу»;
- различные поделки и рассказ историй – сделать зуб из пластилина и вредного червячка, который пытается повредить поделку, или нарисовать «грязный» зуб и смело стереть загрязнения ластиком;
- просмотр мультфильмов – отдельные тематические сказки о зубах и врачах, а также серии о посещении стоматолога любимыми героями мультсериалов;
- увлекательная чистка зубов – в процессе можно интересно рассказать о работе врача, удалении грязи с зубиков специальным пылесосом и спасении зубов от злобных микробов.
Если страх и недоверие сохраняются, стоит перенести время осмотра и записаться на первичный ознакомительный прием. Побывав в красивом кабинете и потрогав все инструменты, малыш проникнется доверием и перестанет тревожиться.
Подготовка к стоматологу ребенка 5-8 лет
Возраст непростой. Дети уже имеют собственное мнение, игнорируют сказочные сценарии и имеют опыт общения с врачами. Даже если первые приемы у стоматолога были успешными, дошкольник может неожиданно испугаться нового посещения.
Советы родителям:
- Подробный корректный рассказа о приеме – что будет делать врач, зачем нужно идти к дантисту, какие манипуляции возможны.
- Авторитетное мнение – папа, старший брат или сестра могут рассказать о лечении зубов, подчеркнув безболезненность процедур и доброжелательность врачей.
- Доверие родителей – акцент взрослых на то, что врач замечательный, повышает положительный настрой ребенка.
«Не стоит игнорировать подготовку к приему ребенка-школьника. Даже при успешном опыте до этого! Смотрите сами. На предыдущем приеме ребенку, например, удалили молочный зуб. Он не плакал, терпеливо перенес стоматологические манипуляции. Но могли остаться воспоминания о небольшом дискомфорте, и они легко станут причиной отказа от нового посещения хирурга. Подготовка избавит от страха и поможет спокойно общаться с врачом».
Взрослый ребенок на приеме у стоматолога – 8-13 лет
Снять тревожность школьника можно по-разному:
-
Серьезное обсуждение
объяснение необходимости лечения или коррекции зубов, разъяснение последствий.
-
Смена дантиста
негативные ассоциации со стоматологом-мужчиной можно убрать, если записаться на прием к врачу-женщине. И наоборот.
-
Высмеять страх
неудачный опыт легко нарисовать, а потом обсудить получившегося комического персонажа, поменяв эмоциональное восприятие ситуации.
Поощрять или нет: стоит ли обещать награды после приема
Вопрос подарков за хорошее поведение относится к спорным. Многие психологи советуют избегать подобной мотивации, пугая будущими манипуляциями со стороны ребенка. Однако есть два правила, которые позволят дать положительное закрепление опыта и при этом исключить отрицательный алгоритм:
-
Нематериальное награждение. Посещение аттракционов, интересный фильм, послабление в режиме понравятся любому и оставят положительные эмоции, усилив хорошие впечатления от стоматологического приема или сняв негатив отрицательного опыта.
-
Случайный презент. Конечно, сюрприз будет запланирован, но детям об этом знать не надо. Неожиданный поход в кино, покупка желанной игрушки или книги поднимет настроение и подарит заряд позитива.
Награда после профилактического осмотра или лечения – решение родителей. Но персонал стоматологических клиник нередко сам вручает юным пациентам небольшие презенты, грамоты или памятные наклейки, оставляя дружеское напоминание о встрече.
Адаптационный прием – лучшая подготовка ребенка
К сожалению, благие намерения взрослых подготовить малыша к посещению зубного доктора часто заканчиваются крахом. Случайное упоминание таких слов, как «боль», «сверлить», «укол» и подобных им, приводит ребенка в ужас, лишая его возможности воспринимать конструктивные сведения. Также многие родители забывают о том, что частица «не» плохо воспринимает детьми, поэтому «не больно» и «не страшно», малыши слышат с точностью наоборот.
Альтернативой неудачных диалогов станет профессиональный подход. На адаптационном приеме – одном или нескольких – дети весело и познавательно окунутся в стоматологический мир и узнают о нем самое интересное и доброе. Малыши перестанут бояться дантистов, школьники оценят доброжелательный подход, а подростки проникнутся доверием. Итогом встреч станет положительное восприятие стоматологии и полное излечение дантистофобии!
Список источников:
- Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1982.- 232 с.
- Skosnik P.D., Chatterton RR.J. Jr., Swisher T., Park S.//Int. J. Phychophysiol., 2000.-59-68с.
- Казакова Л.Н. Тестирование — простой и эффективный метод определения уровня личностной напряженности детей //Материалы 8 Всероссийской конференции «Новые технологии в стоматологии». — Москва, 2006.- 129 −131с.
- Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук. — М., 1996.
- Киселева Е. Г. Васянина А. А., Кузьмина Д. А. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть 2 // Стоматология детского возраста и профилактика. — 2007. — № 1. — С.53- 64.
- Лепелин А. В., Сутенков Д. Е., Казакова Л. Н. Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития стресса // Стоматология детского возраста и профилактика. — 2004. — № 3. — С.
28-30. - Райт Джеральд З., Старки П.Э., Гарднер Д.Э. Управление поведением детей на стоматологическом приеме: пер. с англ.- М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 304с.