Ребенок боится зубного врача стоматолога до истерики: что делать?
Жизнь ребенка с самого начала тесно переплетается с медициной. Плановые осмотры, обязательная вакцинация, простуды, прорезывание зубов сопровождают малыша с первого года жизни, формируя отношение к докторам. Нередко результат общения негативен: дети начинают бояться врачей – и зубных в первую очередь. Это создает серьезные трудности. Если не лечить зубы, не посещать стоматологов для профилактических осмотров, осложнений не избежать. Налет приводит к кариесу, кариес перерастает в пульпит – возникает необходимость удаления, растет угроза ортодонтических диагнозов. Если понять, почему ребенок боится врачей до истерики, легче разобраться, что с этим делать.
Почему ребенок боится идти к стоматологу: причины страха
Многие ситуации дети оценивают через призму родительского поведения, услышанных комментариев. К полученной информации добавляется собственный опыт, и малыш «принимает решение» о дальнейшем поведении в медицинских клиниках. Это не всегда происходит осознанно, но большинство причин боязни врачей «идет» из семьи.
Если ребенок боится детского стоматолога, стоит подумать о причинах фобии:
-
Угрозы.
Нередко взрослые пугают непослушных детей, используя страх как элемент воспитания. Если в доме звучат фразы «будешь есть конфеты, придется лечить зубы – а это больно», не стоит удивляться панике малыша перед кабинетом дантиста.
-
Обман.
В попытке защитить ребенка родители не всегда говорят правду. Поэтому, когда «доктор просто посмотрит зубки» превращает в полноценное лечение, малыш испытывает шок. Ждать в дальнейшем, что кроха согласиться прийти к врачу добровольно, уже не стоит.
-
Разговоры взрослых.
Когда дома в негативном ключе обсуждается медицина, доктора и процедуры, малыш на уровне эмоций улавливает, что соглашаться на общение с врачами не нужно.
-
Личный опыт.
Не все стоматологи готовы искать подход к детям. Врачи государственных клиник работают на потоке – приемы ограничены по времени, все делает быстро и продуктивно, без доброжелательности и комфорта. Боль при лечении приводит к формированию устойчивого страха перед стоматологами.
«Советские стоматологии закрепили у взрослых страх перед зубными врачами. Скрежет бормашины, лечение без уколов… Но сегодня ничего такого уже нет. Современные технологии – лечение без боли, поэтому, дорогие родители, не транслируйте свои страхи на детей! Их ждет комфортное и приятное лечение. Особенно в Aza&Buka.
Многие родители заранее узнают, что вредно и полезно для малыша, и не допускают подобных ситуаций. Но если дети уже начали бояться стоматологов, то бороться со страхами нужно последовательно и аккуратно.
Как научить ребенка не бояться стоматолога: советы психологов
Самый частый возраст, когда родители начинают искать ответ на вопрос «что делать – ребенок боится врачей» – 3 года. В этом возрасте уже не все дети подчиняются авторитету – малышей невозможно насильно удержать, принудить к лечению. И если не избавить ребенка от страха, то проблема останется актуальной в 6 лет, в 9 и в 13. К этому времени последствия игнорирования стоматологов весьма серьезны – до удаления коренных зубов.
На основании опыта родителей, советов психологов собраны лучшие рекомендации, как приучить ребенка к стоматологу.
Посещение стоматологов – каждые 6 месяцев
Для сохранения здоровья полости рта врача нужно посещать дважды в год. Выполняют это правило единицы, поэтому ребенок оказывается в кресле дантиста с зубной болью, кариесом, разрушенными коронками.
Следование графику систематических приемов гарантирует:
- знакомство с врачом;
- спокойствие при осмотре;
- своевременное лечение;
- контроль и профессиональное наблюдение.
Формирование доверия
Незнакомый человек в белом халате с непонятными инструментами и в маске – пугает. Стоматолог, называющий юного пациента по имени и понято рассказывающий об оборудовании и врачебных действиях – вызывает доверие.
Великолепный бонус профессиональных детских стоматологических клиник – адаптационные приемы, где малыша знакомят с работой врача и инструментами в игровой форме. В профильных медицинских центрах каждый врач – психолог и может легко договориться с самым упрямым крохой. Несколько адаптационных приемов, и страх исчезает навсегда.
«Врачи в детской стоматологии Aza&Buka проходят обязательное обучение – владеют современными психологическими методиками общения с детьми. Мы находим язык со всеми пациентами».
Правильный выбор врача
Хорошие дантисты владеют искусством общения. Они придумывают интересные истории, подбирают приятные слова, находят контакт с каждым пришедшим на прием. Дошкольникам нужны сказки, старшим детям – серьезность, подросткам – особый подход. Ребенок ищет собственного идеального врача, и задача взрослых – помочь в поиске.
Подготовка к приему
Многие родители знают, что и как сказать малышу, чтобы замотивировать его на поход в стоматологию. В ход идут «зубные» сказки, веселые мультики, игры, игрушки. Если же диалог выстроить не получается, то действовать надо профессионально.
В этом случае также стоит обратиться к стоматологической адаптации и довериться врачам.
Честный рассказ о предстоящем лечении
Психологи выделяют мамин и папин подход при общении с ребенком. Папа объясняет через логику, разум; мама – через эмоции, чувства. Верен любой путь.
Неправильно – молчать о предстоящей процедуре, обманывать, хитрить, заманивать ребенка на прием, в надежде, что там не «отвертится».
«Честный рассказ – это хорошо, но лучше доверить этот разговор стоматологу. Врач отлично объяснит ребенку тонкости предстоящего лечения без страшных слов «укол», «сверлить», «инструменты». У родителей это получается не всегда, и дети пугаются еще больше».
Запись на прием под режим ребенка
Приучать детей к стоматологу проще, когда они веселые, сытые, выспавшиеся. Если малыш устал и голоден, ждать от него спокойствия и хороших реакций не стоит. Раннее утро и поздний вечер не подходят совершенно. Другие интервалы стоит оценивать с точки зрения детского режима, самочувствия, комфорта.
Вместе – в кабинет!
Особенно сильно дети начинают бояться зубного врача, когда остаются с ним «тет-а-тет». Рекомендации «уйти из кабинета» относятся к разряду вредительских и усиливают страхи юных пациентов. Даже подросткам спокойнее, когда рядом родной человек.
Подарки против страхов
Материальные стимулы многие не любят, но иногда они необходимы. При этом поощрение лучше передавать через доктора. В конце приема врач лично наградит самого смелого, терпеливого и отважного – пациента!
Подобный подход утешает, дарит позитивные эмоции, помогает бороться со страхами ради желанного презента. Постепенно положительное поведение закрепляется – поход к дантисту приносит не ужас, а радость.
Много лечения – плохо
Победив страх ребенка и уговорив прийти на прием, легко допустить ошибку и попросить врача вылечить все зубы за одно посещение. Лишнее время в кресле усугубляет панику малыша – в следующий раз убедить на поход к врачу будет сложнее.
«Мы отговариваем родителей от комплексного лечения. Это плохо для ребенка – его спокойствия и комфорта. Если очень нужно вылечить несколько зубов за прием, стоит подумать о лечении во сне или качественной седации».
Анестезия как спасение
Лечение под седацией – отличный выход для боязливых детей. Закись азота снимет напряжение, избавит от страха, поможет расслабиться на приеме у стоматолога. Положительное восприятие поможет малышу иначе оценить работу врача, и страх постепенно исчезнет.
Советы для родителей – первый шаг в преодолении страха малыша перед зубными врачами. Но что делать если ребенок боится стоматолога, и ничего не помогает? В этом случае необходимо тесное сотрудничество докторов с мамой и папой юного пациента. Борьба со страхами ведется последовательно – прием за приемом. Ребенка знакомят с клиникой, врачами, учат чистить зубы на макетах и лечить зверей. Ему рассказывают сказки о смешных персонажах, показывают мультики. Постепенно формируется доверие и позитив, ребенок видит, что лечение зубов не страшно, и отношение к докторам нормализуется.
Список источников:
- Бойко В.В. Распознавание и преодоление страха на стоматологическом приеме // Институт стоматологии, 2002. — № 1, 4. — С.
15-23. - Виноградова Т.Ф. , Снагина Н.Т. Руководство по стоматологии детского возраста // Медицина, 1995. — С.
75-83. - Гашимов Р.Г., Аракелова М.Н. Психологические особенности детей со стоматологическими заболеваниями // Стоматология, 1988. — С.
58-60. - Иванов Г. Г. , Иванова М.А. Оценка психоэмоционального состояния детей // Стоматология детского возраста и профилактика, 2001. — № 1. — С.
23-26. - Лепелин А. В., Сутенков Д.Я., Казакова Л.Н. Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития страха // Стоматология детского возраста и профилактика, 2004. — № 3. — С.
18-25.