Закись азота в стоматологии для детей: есть ли вред или побочные эффекты
Анестезия азотом детям сегодня предлагается во многих московских стоматологиях. Это безопасный и комфортный для ребенка способ расслабления – возможность выдержать длительное лечение зубов без капризов и переживаний. При седации закисью азота дети спокойно сидят в стоматологическом кресле, смотрят мультики или слушают рассказы врача. Закись азота – это не наркоз и не анестезия, а современный способ притормозить эмоции ребенка, сделать лечение зубов спокойным и приятным.
Что такое седация азотом в стоматологии
Седация в стоматологии – это использование смеси (ЗАКС) закиси азота и кислорода для слабого угнетения сознания, снятия психологических барьеров и устранения страхов. Для седации характерны:
- расслабленность;
- хорошее настроение;
- раскованные и слегка заторможенные движения;
- сниженное восприятие звуков;
- глубокое спокойное дыхание.
Кислородная седация подавляет стремление сопротивляться – делает малыша послушным и податливым к уговорам. Все перечисленные эффекты пропадают после прекращения подачи газа – последствий не остается. В памяти пациента формируется позитивное отношение к стоматологическому приему, исчезает внутренний страх перед врачами и лечением зубов.
«Седация для детей – отличный вариант. «Веселящий газ» делает все происходящее интересным и забавным. Мы поддерживаем хорошее настроение малышей рассказами или мультфильмами, а пока они развлекаются и радуются, лечим больные зубки».
Закись азота – преимущества и особенности кислородной седации
Закись азота и анестезия для детей используются совместно. Газовые компоненты отвечают за спокойствие пациента, но не снимают боль от процедуры. Поэтому врачи обязательно используют анестетики, чтобы впечатления от лечения зубов были самыми нейтральными. «Плюшевое» состояние пациента делает его практически невосприимчивым к мимолетному дискомфорту от укола – обычно малыши его совсем не замечают.
В то же время седация – это и не ингаляционный наркоз. Пациент не спит, а только сильно расслаблен – понимает обращенные к нему просьбы и фразы, отвечает на вопросы, смотрит мультфильмы.
Врачи предлагают седацию азотной закисью ребенку как игру. Масочный наркоз подается через интересный и внешне необычный аксессуар, который обыгрывается персоналом стоматологических клиник по-разному. Это может быть и маскировка, и инопланетный шлем, и маска супергероя или же кислородный баллон летчика-испытателя. Вариант игры подбирается под интересы малыша, воспринимается с любопытством и позитивом.
«Сегодня у детей очень популярны супергерои – Бэтмен, Железный человек, Аквамен и другие «герои в масках». И у девочек, и у мальчиков. Я предлагаю ребенку примерить уникальную супер-маску, и отказов никогда нет. А дальше все просто: весело лечим зубки и расстаемся с обнимашками».
Показания к лечению под седацией у детей
Задача стоматолога – провести лечение зубов с максимальным комфортом и безопасностью для ребенка. Седация закисью азота будет предложена в случаях:
- дентофобия – страх перед стоматологическим креслом и врачами;
- повышенная активность – чем младше пациент, тем сложнее ему усидеть на одном месте длительное время;
- сложность лечения – нужно вылечить сильно поврежденный зуб или несколько зубов сразу;
- сильный рвотный рефлекс;
- первый опыт лечения зубов.
Закись азота в стоматологии для детей: вред и побочные эффекты
Последствия употребления закиси азота ребенком в стоматологии – тема, активно изучаемая многими родителями. Зная, что совершенно безопасных методик не бывает, взрослые ищут сведения о противопоказаниях и патологических реакциях на ЗАКС.
Противопоказания, конечно, присутствуют. Смесь газов через нос не подают в случаях, когда у ребенка:
- насморк, простуда – заложенный нос и затрудненное дыхание;
- отит – острый или в период обострения;
- возможны судороги или приступ эпилепсии;
- повышено внутричерепное давление;
- может быть аллергия на любой из компонентов;
- было недавно диагностировано сотрясение мозга.
Также закись азота не подают при:
- раннем возрасте пациента – до трех лет;
- интеллектуальных и психических нарушениях – диагнозы исключают возможность договориться и убедить на лечение.
«Ко мне часто приходят настороженные и даже напуганные дети. Их уговорить на примерку «волшебной» маски непросто. Но нас этому учили, поэтому всегда удается подобрать нужные слова и получить личное согласие ребенка на ингаляционную седацию. Уходят же все довольными и радостными. И со здоровыми зубками!»
Реальный отрицательный момент – аллергия. Фактор непредсказуемый и опасный. Но врачи всегда подстраховываются. Если в рамках проводимой премедикации у пациента наблюдается хоть какая-то аномальная реакция, то подачу закиси сразу прекращают, а пациенту дают или вводят антигистаминный препарат.
В результате гипервозбудимости бывают и парадоксальные реакции на седацию, поэтому врачи предварительно обсуждают особенности пациента с его родителями и предлагают варианты лечения и анестезии, исходя из комплекса факторов.
Все остальные противопоказания носят временный характер или решаются за счет изменения алгоритма лечения.
В детских стоматологиях седация закисью азота применяется повсеместно – вреда от нее нет. Это доказано и московскими клиниками, и стоматологиями других стран. Смесь ЗАКС признана безопасной медиками России, США, Израиля, стран Европы.
Успешное использование ЗАКС идет в сочетании с использованиями техник управления поведением. Стоматологи, имеющие психологическую подготовку и умеющие грамотно общаться с детьми, легко получат согласие пациента на примерку ингаляционной маски и лечение. А это первый и основной шаг к успеху и приятному состоянию.
Список источников:
- Михельсон В. А., Гребенников В. А. Детская анестезиология и реаниматология: учебник для студентов медицинских вузов
(2-е изд., перераб. и доп.). — М.: Медицина, 2001,424-432 - Цокарев Д.С. современные технологии седации в стоматологии // Научное обозрение. Медицинские науки. — 2016. — № 6. — С.
115-118; - Бродер Л.Я. Еще раз об истории применения закиси азота в России// Анестезиология и реаниматология. — 1985. -№ 1. — С.
68-69. - Кисельникова Л.П., Золотусский А.Г., Фадеева Е.Н., Карасева Р.В. Особенности санации полости рта детей младшего возраста в условиях седации с сохраненным сознанием // Российский медицинский журнал. — 2012. — № 4. — С.
30-32. - Лубнин А.Ю. Закись азота: есть ли еще место для этого старого анестетика в нейроанестезиологии? // Вестник интенсивной терапии. — 2015. — № 3. — С.
44-47.